
Коррупционные правонарушения в сфере закупок
Сфера закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подвержена высоким коррупционным рискам.
Преступления данной категории являются одними из наиболее общественно опасных проявлений коррупции. Именно поэтому в статье 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» среди основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции предусмотрено обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Наиболее распространёнными нарушениями при осуществлении закупок являются:
- выполнение государственного контракта аффилированными лицами заказчика;
- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд на бесконкурсной основе;
- необоснованное завышение цен на приобретаемые товары (работы и услуги);
- оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе с применением критериев, не предусмотренных конкурсной документацией;
- участие в работе конкурсных, аукционных комиссий лиц, лично заинтересованных в результатах размещения заказа, либо лиц, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа;
Основными способами злоупотреблений при заключении и исполнении государственных и муниципальных заказов:
- аффилированность работников органов государственной власти и органов самоуправления с субъектами предпринимательской деятельности, то есть систематическое злоупотребление должностными полномочиями в целях создания благоприятных условий собственному бизнесу либо коммерческой деятельности третьих лиц.
- ограничение конкуренции, воспрепятствование предпринимательской деятельности при организации и проведении конкурсных процедур, в том числе путем завышения стоимости работ и с использованием фирм-однодневок. Значительное количество хищений осуществляется способом, при котором в ходе подготовки государственного или муниципального контракта в техническое задание вносятся так называемые защитные позиции, то есть такие технические требования к продукции, товарам, работам или услугам, которые в состоянии выполнить лишь один «нужный» поставщик. Подобные условия согласовываются «откатополучателем» с «откатодателем» заранее и формулируются еще до объявления конкурсной документации.
К числу механизмов, используемых для завышения цены контракта на стадии, предшествующей выполнению работ, относятся завышение начальной цены контракта представителем заказчика при наличии сговора с предполагаемым победителем.
Уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок предусмотрена
- ст. 200.4 УК РФ предусматривается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
- ст. 205.5 УК РФ за подкуп работника контрактной службы, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг предусмотрена ответственность;
- ст. 304 УК РФ предусмотрена уголовного ответственность за провокацию взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В отдельных случаях действия злоумышленников могут квалифицироваться по ст. 159 УК РФ (мошенничество), сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
Антикоррупционные проверки уволенных госслужащих
Вступили в силу изменения в некоторые федеральные законы, в т.ч. «О противодействии коррупции», «О банках и банковской деятельности», «О прокуратуре Российской Федерации» и другие законы, регламентирующие прохождение службы в государственных и муниципальных органах.
Предусмотрен порядок проведения проверок в случае увольнения лица, на которое распространялись ограничения и требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого принято решение о проверке достоверности и полноты представленных им сведений о доходах, с последующей передачей материалов в органы прокуратуры Российской Федерации в 3-дневный срок после увольнения.
Определено, что проверка не может проводиться по истечение 6 месяцев со дня увольнения проверяемого лица.
Прокурорам предоставлено право, в случае выявления в ходе проверки нарушений, обращаться в суд с заявлением об изменении основания и формулировки увольнения проверяемого лица, в случае удовлетворения которого она изменяется на увольнение в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
В Российской Федерации введены штрафы для противодействия финансированию экстремизма
Федеральным законом от 28.02.2025 № 15-ФЗ введена административная ответственность за несоблюдение законодательства о противодействии финансированию экстремистской деятельности (части 3 и 4 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Ответственность предусмотрена для организаций, проводящих операции с денежными средствами и имуществом.
Соответствующие санкции последуют за: воспрепятствование проведению проверок, инициированных уполномоченными органами; неисполнение предписаний, выносимых данными органами для противодействия финансированию экстремистской деятельности; несоблюдение законодательства в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступных путем, повлекшее установленное вступившим в законную силу приговором суда финансирование экстремистской деятельности.
Меры ответственности будут аналогичны тем, что уже применяются за нарушение требований законодательства по противодействию финансированию терроризма. В частности, предусмотрена возможность применения такого наказания, как административное приостановление деятельности, поправки вступили в силу с 01.06.2025, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
Основания и порядок признания информационных материалов экстремистскими
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Данный федеральный закон также устанавливает основания и порядок признания материалов экстремистскими.
К экстремистским материалам относятся предназначенные для обнародования информационные материалы, призывающие, обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными Нюрнбергским трибуналом, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами. Информационные материалы признаются экстремистскими по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, федеральным судом на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.
На основании поступающих в Министерство юстиции России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими формируется федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ).
Необходимо помнить, что размещение экстремистских материалов может оскорбить неопределенный круг людей, что в условиях нашей многонациональной страны недопустимо и влечет за собой установленную законом ответственность, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
Об изменениях условий заключения брака
С 05.02.2025 вступили в силу изменения, предусматривающие новые обстоятельства, препятствующие заключению брака.
Так, не допускается заключение брака между лицами, хотя бы одно из которых является иностранным гражданином или лицом без гражданства, сведения о которых включены в реестр контролируемых лиц, предусмотренный законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 31.2. Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в реестр контролируемых лиц вносятся сведения, в том числе персональные данные, об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
О конфискации имущества за совершение преступлений в сфере ИТТ
Конфискация имущества – это принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)).
Данная мера уголовно-правового характера распространяет свое действие на:
- неправомерный доступ к компьютерной информации при отягчающих обстоятельствах (ч.ч. 2-4 ст. 272 УК РФ),
- создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ),
- нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки и передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, если это повлекло тяжкие последствия или создало угрозу их наступления (ч. 2 ст. 274 УК РФ),
- неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации (ст. 274 УК РФ), сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей
Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Размер алиментов на несовершеннолетних детей устанавливается алиментным соглашением родителей или судом.
Порядок и форма предоставления им содержания определяются родителями самостоятельно.
Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, определяется сторонами и не может быть ниже размера алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, а также подлежит индексации в соответствии с этим соглашением.
Если в соглашении не предусматривается порядок индексации, она производится пропорционально росту величины прожиточного минимума, установленной для детей в соответствующем субъекте РФ по месту жительства получателя алиментов.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов на несовершеннолетних детей они взыскиваются судом с их родителей ежемесячно, как правило, в следующем размере: на одного ребенка - 1/4, на двух детей - 1/3, на трех и более детей - 1/2 заработка и (или) иного дохода родителей.
В соответствии со статьей 81 Семейного кодекса Российской Федерации суд может уменьшить или увеличить размер долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Ответственность за пропаганду терроризма
Статьёй 205.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма.
Данное преступление относится к категории преступлений против общественной безопасности.
Публичное оправдание терроризма направлено на то, чтобы вызвать сочувствие, симпатию к террористам, обосновать правильность их преступного поведения.
Деяния, указанные в статье 205.2 УК РФ, наказываются штрафом в размере от ста до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Изменен порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации
С 1 января 2025 года технические средства реабилитации за счет бюджета инвалиды могут получать двумя способами – в натуральном виде через проводимые Социальным Фондом России госзакупки и с помощью электронного сертификата, который позволяет приобрести нужное изделие в более короткие сроки.
Получение компенсации за самостоятельно приобретенные в 2025 году технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия отменено.
Также появится возможность заранее, до истечения срока эксплуатации, обратиться для замены средства реабилитации. Подать соответствующее заявление можно за 60 дней до окончания срока эксплуатации.
При необходимости досрочной замены изделия будет проводиться экспертиза, по завершении которой Фондом будет оформляться электронный сертификат на ремонт или замену средства реабилитации, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Принят закон об оказании бесплатной юридической помощи многодетным родителям
Федеральным законом от 01.04.2025 № 48-ФЗ внесены изменения в ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», в соответствии с которыми правом на получение такой помощи теперь обладают многодетные родители.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту нормы о правовой помощи многодетным семьям закреплены в законодательстве более 50 регионов России, однако само определение многодетной семьи и способы оказания юридической поддержки были различны. В целях формирования унифицированного подхода новым законом определено, что многодетными признаются родители, имеющие 3 и более детей до достижения старшим ребенком возраста 18 лет или возраста 23 лет при условии его обучения в образовательной организации по очной форме обучения.
Данной категории граждан бесплатная юридическая помощь теперь может быть оказана посредством правового консультирования в устной и письменной формах; составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством. Также в соответствии с принятым законом государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают правовую помощь гражданам, имеющим право на получение такой помощи, при рассмотрении судами дел об установлении и оспаривании отцовства (материнства).
Закон вступил в силу 1 апреля 2025 года, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Внесены изменения в Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
Внесены изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Согласно внесенным изменениям, электронные обращения граждан в органы власти будут рассматриваться только в том случае, если они поступили с помощью портала Госуслуг, иной информационной системы или официального сайта органа, обеспечивающих идентификацию и аутентификацию гражданина. Отправка обращений по электронной почте не предусматривается, однако по ней можно будет получить ответ на обращение.
Изменения вступили в силу с 30 марта 2025 года, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Установлены признаки неиспользования земельных участков
Постановлением Правительства ФР от 31.05.2025 №826 с 1 сентября 2025 г. устанавливаются признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков.
В перечне таких признаков:
захламление более чем 50 процентов площади земельного участка предметами, не связанными с его использованием в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, или загрязнение указанной площади земельного участка отходами производства и потребления, в том числе твердыми коммунальными отходами;
отсутствие на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в течение 7 и более лет индивидуального жилого дома, право на который зарегистрировано в соответствии с законом, за исключением случаев, если судом установлено, что правообладатель земельного участка не смог завершить строительство индивидуального жилого дома в связи с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) индивидуальный жилой дом;
наличие на земельном участке не являющихся самовольными постройками зданий, сооружений, у которых в совокупности разрушены крыша, стены, отсутствуют окна или стекла на окнах, при условии, что правообладатель земельного участка не приступил к выполнению работ по устранению указанных обстоятельств в течение одного года и более со дня их выявления, за исключением случаев, когда такие объекты капитального строительства признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Признаки неиспользования земельных участков из состава земель населенных пунктов, садовых земельных участков и огородных земельных участков, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются в случае, если на основании судебного акта или акта уполномоченного органа наложен арест, запрет на использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и (или) разрешенным использованием, а также в течение времени, когда земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, сообщил помощник прокурора Обоянского района Никольский П.Н.
Федеральным законом от 07.06.2025 №144-ФЗ в Трудовой кодекс РФ внесены изменения, позволяющие работодателям снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями.
Так, Статья 135 ТК РФ дополнена положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, будут определяться виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.
При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется в отношении только тех входящих в состав его заработной платы премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. Размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20 процентов, сообщил помощник прокурора Обоянского района Никольский П.Н.
Определены правила возмещения расходов, связанных с использованием при проведении КТО самоходных машин, принадлежащих организациям или физлицам
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 №616 «О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 16.04.2008» определены правила возмещения расходов, связанных с использованием при проведении КТО самоходных машин, принадлежащих организациям или физлицам.
Возмещение указанных расходов будет осуществляться в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2008 г. N 278.
Названные Правила определяют порядок возмещения расходов, связанных с использованием транспортных средств, принадлежащих организациям (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций) или физическим лицам (далее - владельцы транспортных средств), для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения либо для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей, сообщил помощник прокурора Обоянского района Никольский П.Н.
Правительство обновило перечень категорий медицинских работников, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск
Постановлением Правительства РФ от 08.05.2025 №615 обновлен перечень категорий медицинских работников, которым установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Постановлением утверждена продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого медицинским работникам:
участвующим в оказании психиатрической помощи,
непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи,
осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных,
работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.
Указанные положения распространены на соответствующие категории медицинских работников организаций, подведомственных Минобороны, МВД, ФСИН, ФСБ.
Признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 482.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г., за исключением пункта 4, вступающего в силу со дня официального опубликования настоящего постановления, сообщил помощник прокурора Обоянского района Никольский П.Н.
Уголовная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов
Статьей 217.3 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), в случае его совершения лицом, ранее привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (свыше 1 млн. рублей). Квалифицированные составы преступления предусмотрены в случаях, повлекших по неосторожности смерть человека (часть 2); либо смерть двух или более лиц (часть 3).
Лицо подлежит уголовной ответственности в случаях неоднократного привлечения лица к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 или 2 статьи 20.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в два и более раз в течение 180 дней, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Установлены особенности применения процедуры внесудебного банкротства для граждан, принимавших участие в СВО
Федеральным законом от 23.05.2025 N 111-ФЗ"О внесении изменений в статьи 213.25 и 223.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" внесены дополнения в условия, при соответствии которым применяется внесудебная процедура банкротства граждан, предусмотренные статьей 223 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Так, в частности, для применения процедуры внесудебного банкротства необходимо будет подтвердить статус участника СВО. Форма соответствующей справки и порядок ее выдачи устанавливаются Правительством РФ, сообщила помощник прокурора Обоянского района Гребенникова А.И.
Единый федеральный информационный регистр населения
С 1 марта 2025 года в России вступил в силу закон, предоставляющий гражданам право ознакомиться с информацией о себе и своих несовершеннолетних детях, содержащейся в Едином федеральном информационном регистре населения (ЕРН).
Ключевые аспекты ЕРН:
• ФНС отвечает за ведение и управление ЕРН
• Граждане могут получить доступ к своим данным через портал «Госуслуги» при наличии подтвержденной учетной записи и прохождении двухфакторной аутентификации с использованием привязанного номера телефона.
• Если гражданин обнаружит неточности в своих данных, он может подать обращение об их исправлении через «Госуслуги».
• Доступ к данным из ЕРН будет предоставляться пользователям портала «Госуслуги» поэтапно в течение 2025 года. Каждый пользователь будет персонально уведомлен о появлении нового раздела или данных через ленту портала. Планируется, что для всех пользователей портала данные будут открыты к концу 2025 года.
Данное введение это угроза персональных данных (несанкционированного доступа и утечка данных);
Противоречит Конституции и федеральным законам (неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных);
Недостаточная проработка и спешка при принятии закона, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
Законы, повышающие контроль за деятельностью иноагентов
Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании единогласно приняли во втором и третьем чтениях законы, повышающие контроль за деятельностью иноагентов
Теперь признавать иноагентами также будут лиц, которые:
• оказывают содействие в исполнении решений международных организаций, в которых не участвует наша страна;
• помогают иностранным госорганам в деятельности, направленной против безопасности России;
• вовлекают граждан, в том числе несовершеннолетних, в сбор сведений в области военно-технической деятельности, которые могут быть использованы во вред нашей стране.
Иноагентам будет запрещено осуществлять просветительскую и образовательную деятельность и получать муниципальную поддержку.
Вводится уголовная ответственность со сроком лишения свободы до 7 лет за оказание из корыстных побуждений или по найму содействия в исполнении решений международных организаций, в которых наша страна не участвует, а также дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации. Имущество, полученное в результате таких преступлений, подлежит конфискации.
Принятые решения предусматривают меры, направленные на противодействие иностранному вмешательству во внутренние дела страны, а также пресечение преступлений против её суверенитета, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.
Особенности неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году.
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2025 года №530 «Об особенностях неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году».
Документ направлен на поддержку налогоплательщиков, применяющих упрощённую систему налогообложения, которые с 2025 года обязаны исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость.
Суть постановления: налогоплательщикам не будут применять штраф за несвоевременное представление декларации по НДС за налоговый период, который начался с 1 января по 31 декабря 2025 года и в котором лицо впервые стало исполнять обязанности по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость.
Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 года, сообщил и.о. прокурора Обоянского района Босых А.В.